Докладная записка Л.П. Берия, Г.М. Маленкова, H.A. Булганина, Б.Л. Ванникова, Д.Ф. Устинова, Н.Д. Яковлева — И.В. Сталину об организации научно-исследовательских и опытных работ в области ракетного вооружения в СССР
17 апреля 1946 г.
Совершенно секретно
Особая папкаважности
Товарищу Сталину И.В.
Одним из новых видов вооружения, применявшимся Красной Армией в Великой Отечественной войне, было ракетное вооружение со снарядами М-8, М-13, М-20, М-30 и М-31.
Однако эти снаряды являются только средством ближнего боя.
Очень широко вопросы ракетного вооружения были поставлены в Германии. Вопросами ракетной техники в Германии занимались 25 научно-исследовательских организаций, до 15 образцов ракетных снарядов к концу войны были в процессе конструирования, а некоторые из них были приняты на вооружение германской армии, в том числе ракетные самолеты-снаряды (Фау-1), ракеты дальнего действия с жидкостными двигателями (Фау-2), зенитные ракеты «Тайфун» и другие.
Эти ракеты обладают большой мощностью и дальностью. Например, самолет-снаряд Фау-1 имеет предельную дальность 280 км, ракета дальнего действия Фау-2 — 400 км.
В СССР до 1941 г. вопросами проектирования ракетных снарядов занимался Научно-исследовательский институт (НИИ-3) Наркомата боеприпасов1.
В июле 1942 г. НИИ-3 постановлением ГОКО был преобразован в Государственный институт реактивной техники при СНК СССР2.
В феврале 1944 г. этот институт был передан Наркомату авиационной промышленности для работ по реактивным двигателям к самолетам3. Выделенный из этого института в 1945 г. филиал № 2 занимается разработкой пороховых ракетных снарядов.
Кроме этого, вопросами разработки новых образцов ракетного вооружения занимаются:
а) пороховыми ракетами — Государственное центральное конструкторское бюро (ГЦКБ-1) Министерства сельскохозяйственного машиностроения, созданное в 1945 г.;
б) зенитными ракетами — конструкторское бюро завода № 88 Министерства вооружения, созданное в декабре 1945 г.;
в) жидкостными двигателями — НИИ-1 Министерства авиационной промышленности.
В указанных научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро ведутся работы по проектированию отдельных образцов пороховых ракет и изучению трофейных материалов и образцов.
В соответствии с Вашим указанием решением ГОКО в августе 1945 г. была создана Междуведомственная комиссия (из представителей ГАУ, НКБ, НКАП, НКВ, НКЭГ1, НКХП, НКСП, НКМВ, работу которой возглавлял т. Гайдуков4.
Этой комиссией и инженерами ГАУ проведены следующие работы: собран и переведен на русский язык обширный материал по немецкой ракетной технике, создан специальный ракетный институт в Германии, в районе Нордхаузена, восстановлен опытный завод по сборке ракет дальнего действия Фау-2, восстановлена испытательная лаборатория, создано 5 технологических и конструкторских бюро на заводе в районе Нордхаузена, собрано из немецких деталей 7 ракет дальнего действия Фау-2, из них 4 подготавливаются к опытной стрельбе. Дальнейшая сборка продолжается. Три ракеты Фау-2 находятся в Москве для изучения.
Всего к этим работам привлечено до 1200 немцев, в том числе ряд специалистов. Наиболее крупные специалисты по Фау-2 в свое время были вывезены американцами.
В целях организации научно-исследовательских и опытных работ в области ракетного вооружения в СССР считаем необходимым решить следующие основные вопросы:
1. О дальнейшей работе института, находящегося в Нордхаузене, и организованных в Германии конструкторских и технологических бюро по Фау-2, а также о специалистах, работающих там в настоящее время.
2. О вывозе в СССР оборудования и специалистов-немцев, работающих ныне в Германии по Фау-2.
3. Об организации опытных испытаний ракет Фау-2, собранных в Нордхаузене. Это особенно важно решить сейчас, тем более что англичане осенью прошлого года испытали стрельбой захваченные у немцев Фау-25. Над такими же Фау-2 усиленно работают американцы.
Испытание нами Фау-2 в полете представляет неотложный теоретический и практический интерес.
В части организации научно-исследовательской работы, проектирования, производства и испытания ракетного вооружения в СССР, считаем целесообразным организовать работу следующим образом:
1. Сосредоточить все научно-исследовательские, проектные и опытные работы (в том числе и серийное производство):
а) по ракетному вооружению с управляемыми и неуправляемыми жидкостными снарядами — в Министерстве вооружения;
б) по всем пороховым ракетным снарядам управляемым и неуправляемым — в Министерстве сельскохозяйственного машиностроения.
2. Выделить в качестве головного министерства по выпуску готовых ракет дальнего действия типа Фау-2 — Министерство вооружения. Ввиду исключительной сложности конструирования и изготовления образцов ракет дальнего действия типа Фау-2 необходимо привлечь к проектированию и изготовлению отдельных агрегатов к ракетам дальнего действия: боевой части — Министерство сельскохозяйственного машиностроения, приборов управления — Министерство электропромышленности, жидкостных двигателей — Министерство авиационной промышленности, топлива — Министерство химической промышленности и стартовых установок — Министерство вооружения.
В соответствии с этим собрать и передать ГАУ Министерства вооруженных сил и указанным министерствам все имеющиеся трофейные материалы по ракетному вооружению.
3. Организовать:
а) в Министерстве вооруженных сил СССР — научно-исследовательский институт реактивного вооружения и Государственный научно-испытательный полигон реактивного вооружения;
б) в Министерстве вооружения — научно-исследовательский институт и опытное производство ракет типа Фау-2 на базе завода № 88 и конструкторское бюро по ракетному вооружению;
в) в Министерстве сельскохозяйственного машиностроения — научно-исследовательский институт по ракетным боеприпасам на базе Государственного конструкторского бюро № 1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения и на базе филиала НИИ-1 Министерства авиационной промышленности.
4. Рассмотреть и утвердить тематику научно-исследовательских и опытных ракет6 по ракетному вооружению на ближайшие 2-3 года.
5. Создать в министерствах вооружения и сельскохозяйственного машиностроения главные управления по развитию ракетного вооружения, а в других министерствах, привлекаемых для работ по кооперации, — соответствующие отделы или управления, в зависимости от объема работы. В Министерстве вооруженных сил СССР поручить эти работы Главному артиллерийскому управлению.
Для обсуждения всех этих вопросов целесообразно было бы собрать у Вас специальное совещание7.
Л. Берия, Г. Маленков, Н. Булганин, Б. Ванников, Д. Устинов, Н. Яковлев
АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 179. Лл.28-31. Подлинник. Подписи — автографы.
121 сентября 1933 г. приказом Реввоенсовета СССР в Москве на базе Группы изучения реактивного движения (ГИРД) (начальник — Королев С.П.) и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) (начальник— Клейменов И.Т.) был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Начальником РНИИ был назначен И.Т.Клейменов, а его заместителем — С.П.Королев. Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 31 октября 1933 г. в целях более тесной связи с промышленностью, обеспечения производственной базы и технического руководства РНИИ был передан из военного ведомства в Наркомат оборонной промышленности. В декабре 1936 г. РНИИ был переименован в Научно-исследовательский институт № 3 (НИИ-3) Наркомата оборонной промышленности. После ликвидации Наркомата оборонной промышленности в январе 1939 г. был передан в Наркомат боеприпасов СССР. Документальные материалы из Архива Президента РФ о деятельности этого института опубликованы составителями сборника в статье «У истоков отечественного ракетостроения» (Военно-исторический журнал. — 1996. № 2. С. 35-43).
2 Постановление Государственного комитета обороны № ГОКО-2046сс от 15 июля 1942 года «Об организации Государственного института реактивной техники»
|
Учитывая важность развития работ по реактивной технике для обороны страны, Государственный комитет обороны постановляет: 1. Преобразовать научно-исследовательский институт № 3 Наркомата боеприпасов в Государственный институт реактивной техники, подчинив его непосредственно Совету Народных Комиссаров Союза ССР. 2. Возложить на Государственный институт реактивной техники разработку научно-технических вопросов и создание опытных образцов: а) реактивных снарядов и пусковых систем к ним; б) реактивных двигателей; в) реактивных летательных аппаратов и торпед. 3. Директором и главным конструктором института назначить военного инженера 1 ранга т. Костикова А.Г. 4. Установить, что задание и программа работы института утверждаются Государственным комитетом обороны по представлению директора института т. Костикова. 5. В дополнение к существующему помещению передать Государ-ственному институту реактивной техники территорию и все производственные и подсобные помещения Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения Наркомата минометного вооружения, находящиеся в г. Москве. Обязать Моссовет (т. Пронина) выделить Наркомату минометного вооружения взамен для размещения лабораторий и оборудования ВИСХОМа равноценное помещение. 6. Обязать НКАП (т. Шахурина) и т. Костикова в 5-дневный срок представить ГОКО свои предложения о строительстве реактивного самолета по проекту т. Костикова. 7. Наркому судостроительной промышленности т. Носенко откомандировать в распоряжение Государственного института реактивной техники 10 специалистов но торпедостроению для участия в разработке реактивных подводных торпед. 8. НКО и НКВМФ прикомандировать к Государственному институту реактивной техники для координации работ. 9. Обязать Госплан СССР выделять Государственному институту реактивной техники самостоятельные фонды по материально-техническому обеспечению. 10. Возложить ответственность за своевременное решение вопросов по материальному обеспечению института на зам. председателя СНК СССР т. Сабурова. Поручить т. Сабурову решить вопрос об обеспечении института заводским и лабораторным оборудованием. О принятых мерах доложить ГОКО к 1 августа 1942 года. 11. Моссовету (т. Пронин) выделить в распоряжение Государственного института реактивной техники жилфонд в г. Москве на 100 семей сотрудников института. 12. Обязать т. Костикова к 1 августа представить на утверждение ГОКО программу работы института на 3 и 4 кварталы 1942 года.
АП РФ. Ф.3. Оп. 47. Д. 179. Лл. 15-16. Положение о Государственном институте реактивной техники при Совнаркоме СССР было утверждено постановлением СНК СССР № 1507-734сс от 11 сентября 1942 г. (АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 179. Лл. 17-20. Опубликовано: Военно-исторический журнал. — 1996.— №2.- С. 40-41). |
3Постановление Государственного комитета обороны СССР № ГОКО-5201сс от 18 февраля 1944 г. «О работе Государственного института реактивной техники при CIIK СССР и о мероприятиях по развитию реактивной авиации».
|
Государственный комитет обороны отмечает, что Государственный институт реактивной техники при СНК СССР (ГИРТ), руководимый т. Костиковым, не справился с порученной ему задачей создания как реактивного двигателя, так и реактивного самолета ни по срокам, ни по тактико-техническим данным. За полтора года ГИРТ не сумел приблизить задачу реактивного полета к практическому разрешению. Предложенные т. Костиковым Государственному комитету обороны данные его реактивных самолетов совершенно не соответствуют получающимся результатам, а сроки создания этих самолетов и двигателей сорваны. Не справившись с работой, т. Костиков принимал все меры к тому, чтобы создать видимость активной и плодотворной работы по вопросу реактивной техники, чем ввел в заблуждение правительство, а создавая ложное впечатление, что порученная ГИРТу задача успешно решается, нанес крупный ущерб развитию реактивной техники в СССР и затормозил ее развитие. Считая такое положение дела с развитием реактивной техники в СССР совершенно нетерпимым, Государственный комитет обороны постановляет: 1. Отстранить т. Костикова А. Г. от работы начальника и главного конструктора института и передать его дело прокурору Союза ССР, Государственный институт реактивной техники при СНК СССР, как не оправдавший своего назначения, ликвидировать. 2. Придавая исключительно важное значение делу создания реактивной авиации в СССР, возложить решение этой задачи на Наркомат авиационной промышленности. 3. Обязать Наркомавиапром (тт. Шахурина и Яковлева): а) собрать все квалифицированные силы по реактивной технике в СССР и организовать Научно-исследовательский институт реактивной авиации (НИРА НКАП) в системе Наркомавиапрома, считая основной задачей института создание реактивных двигателей; б) придать новому институту исследовательско-конструкторское направление с целью обеспечить создание надежных реактивных двигателей и самолетов и практически осуществить полет первых реактивных самолетов в 1944 году; в) наряду с работой по созданию реактивного самолета в институте реактивной авиации поручить проектирование и постройку реактивных самолетов тт. Яковлеву, Лавочкину, Микояну и Сухому; г) к 15 марта с. г. представить в ГОКО конкретные предложения о строительстве реактивных двигателей и реактивных самолетов. 4. Назначить начальником института реактивной авиации т. Поликовского В.И. Заместителем начальника института назначить т. Абрамовича Г.Н., освободив его от работы в ЦАГИ. Наркомавиапрому привлечь для работы в институте реактивной авиации профессора Стечкина Б.С., освободив его от работы на заводе № 300 НКАП.
АП РФ. Ф.3. Оп.47.П. 179. Лл. 22-23. Опубл.: Военно-исторический журнал. — 1996. — № 2. — С. 41-42. |
4 Постановлением Государственного комитета обороны № 9475 от 8 июля 1945 г. была создана Комиссия по сбору материалов и изучению немецкого опыта создания реактивной техники в составе Л.М. Гайдукова (член военного совета Гвардейских минометных частей — председатель), П.Н. Горемыкина (заместитель наркома боеприпасов), Я.Л. Бибикова (директор НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности), И.Г. Зубовича (заместитель наркома электропромышленности), Г.А. Угера (генерал-майор инженерно-авиационной службы).
5 Показательный пуск ракеты Фау-2 с полигона для испытаний морских орудий в районе г. Куксхафен в Голландии для делегаций союзных войск получил кодовое название «Клэттерхауз» («Грохочущий дом»). Подробнее об этом и участии советской делегации см.: Голованов Я.К. Королев: Факты и мифы. — М.: Наука, 1994. С. 344-349.
6 Так в тексте. Правильно: работ.
7 Такое совещание состоялось у И.В. Сталина 29 апреля 1946 г. В 21 час к находившимся в кабинете Сталина H.A. Булганину и М.В. Хруничеву присоединились Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Д.Ф. Устинов, Б.Л. Ванников, И.Г. Кабанов, М.Г. Первухин, H.H. Воронов, Н.Д. Яковлев, А.И. Соколов, Л.М. Гайдуков, В.М. Рябиков, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, Л.А. Говоров. В 22 часа 45 минут из кабинета вышли все, кроме Булганина и Маленкова, оставшихся обсуждать со Сталиным другие вопросы, и вышедшего через пять минут Хруничева. (См.: Исторический архив. 1996. № 4. С. 123.)
Источники:
1. Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.