4-й главный пункт управления (ГПУ-4) (в/ч 14146)
Сформирован в 1958 году, ст. Медведь Шимского района Новгородской области.
"В состав полигона входили ракетные части - БСС (боевые стартовые станции). В каждой было по одной, а в одной две стартовые позиции для ракеты Р-7 (8к71). На каждые два старта создавалась система радиоуправления: Главный и два зеркальных пункта радиоуправления. части радиоуправления располагались на значительном удалении от основного района (до 700-1200 км.), а между собой еще удаленнее". [1]
Управление полетом Р-7 запускавшейся 48-й БСС (в/ч 14003) должны были осуществлять три пункта радиоуправления:
— 4-й ГПУ (в/ч 14146, командир - Пругло );
— 29-й ПУ (зеркальный, в/ч 32119, командир - Дивак);
— 45-й ПУ (зеркальный, в/ч 32129, командир - Чернобривцев);
В августе 1959 года 4-й ГПУ передислоцируется в г. Тартугай на НИИП-5 для обучения на штатной технике, а после получения техники - на площадку 52 (РУП).
25 декабря 1959 года полковником-инженером Александром Ивановичем Носовым был утвержден акт: «О допуске личного состава войсковой части 14146 к самостоятельной работе».
Передислоцирован в Плесецк в январе 1960 года (в соответствии с [1] - в апреле 1961 года)
Но в связи с изменением в системе радиоуправления ракетой (см. прим.1) необходимость в 4-м ГПУ, 29-м ПУ и 45-м ПУ отпала и они по прибытию в Плесецк были расформированы: ГПУ в декабре 1960 года (в соответствии с [1] - в мае 1961 года), а оба ПУ - в январе 1961 года.
О месте предполагаемой дислокации 4-го ГПУ информация отсутствует...
КОМАНДИРЫ НИП:
полковник Пругло Иван Андрианович | 1958 — 1960 (или 1961) |
________________________
1 - "Одновременно с модернизацией ракеты была произведена модернизация системы радиоуправления. Технический проект модернизированной системы радиоуправлния ракеты Р-7А(8К74) был выпущен в I квартале 1960 г., разработка конструкторской документации на «стационарный» вариант системы (аппаратура уже не размещалась в спецкузовах) была закончена в течение 1960 г.
Прежде всего было решено избавиться от 250-километровых «крыльев», наличие которых вызывало крайние нарекания военных из-за вносимых этим больших неудобств в боевом управлении ракетным комплексом. Опыт пусков при полигонных испытаниях ракет выявил, что с задачей бокового управления достаточно успешно справляется автономная система, и задачу системы радиоуправления можно ограничить управлением ракетой по дальности стрельбы. Поэтому решено было зеркальный пункт исключить, а главный пункт перенести в район старта, сохранив в нем только каналы, измеряющие параметры в плоскости стрельбы: канал измерения радиальной скорости, дальномерный канал и пеленгатор (повторные ретрансляции сигнала, связанные с определением бокового отклонения соответственно исключались). В связи с тем, что при исключении боковой радиокоррекции зона радиоуправления сократилась до короткого конечного участка активного полета ракеты, отпала необходимость в изменении ориентации бортовой и наземных антенн в процессе полета ракеты. Поэтому из состава аппаратуры были исключены на пункте радиоуправления станция локационного обнаружения и наведения (СЛОН), а на борту ракеты — прибор управления антеннами (на ракете осталась единственная неподвижная рупорная антенна). Раскрыв антенны пеленгатора в плоскости стрельбы решено было уменьшить с 7-ми метров до 4-х (опять таки по опыту испытаний, и с учетом того, что влияние погрешностей пеленгатора можно существенно уменьшить за счет соответствующего выбора расположения наземной аппаратуры управления, см. гл. 2). Это позволило отказаться от «астрокупола», защищавшего от ветровых нагрузок прежнюю антенну. «Усеченная» наземная аппаратура системы управления компактно располагалась в районе старта." [2]
Источники:
1. Пругло И.А. Воспоминания о службе в Плесецке.
2. Липкин И.А. История создания отечественных систем радиоуправления ракетами дальнего действия. — М.: Вузовская книга, 2001. — 112 с.: ил.
Для комментариев.
Вы должны быть зарегистрированы в Facebook.
или ВКонтакте.